ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Программа «Английский малышам» имеет социально – гуманитарную направленность ознакомительного уровня и разработана на основе программ и пособий: Бонк Н. «Английский для малышей», М. В. Штайнепрайс «Английский язык и дошкольник». ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ данной образовательной программы обусловлена тем, что дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особенностей. Все, что ребенок учит в это время, надолго запоминается – прекрасно развита долговременная и оперативная память. Он способен запоминать языковой материал целыми блоками, но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить, тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные условия для овладения языком, а особенно продуктивна она в дошкольном возрасте. Поэтому в данной программе обучения малышей английскому языку широко использованы игровые технологии. Обучение грамматической стороне речи на английском языке строится с опорой на эмпирические представления ребенка о коммуникативной функции изучаемых грамматических категорий, которые в большинстве случаев имеют соответствия в родном языке (время, число). Обучение фонетике не ограничивается имитацией, а сознательно сопоставляет интерферирующие звуки родного и иностранного языка, добивается осознания различия двух языков, а затем правильного произношения. Для развития ребенка крайне важным является и постепенное развитие произвольного внимания и запоминания, т.к. у детей данного возраста все еще преобладают соответствующие непроизвольные механизмы. Систематическое повторение необходимо для развития способностей детей: обобщать, анализировать, систематизировать, абстрагировать. Кроме того, иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей, с интернационализацией народной дипломатии. И овладение иностранным языком на элементарном уровне в детском саду выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Предлагаемая программа актуальна на сегодняшний момент и направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Роль иностранного языка на ранней ступени обучения особенно неоценима в развивающем плане. Изучение иностранного языка в раннем возрасте особенно эффективно, так как именно дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры, эти детские впечатления сохраняются на долгое время и способствуют развитию внутренней мотивации изучения первого, а позже и второго иностранного языка. В целом, раннее обучение неродному языку несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития. Основные функции иностранного языка на раннем этапе его изучения: - развитие общей речевой способности детей дошкольного возраста, в их самом элементарном филологическом образовании, - формирование их способностей и готовности использовать именно иностранный язык как средство общения, как способ приобщения к другой национальной культуре и как действенное средство непрерывного языкового образования, воспитания и разностороннего развития личности ребенка. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Программа направлена на воспитание интереса овладения иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитие психических процессов, познавательных и языковых способностей, способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне. ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: Обучающие: Учить детей правильному произношению иностранных слов. Вводить в разговорную речь основные речевые конструкции и на их основе учить самостоятельному построению несложных фраз. Обогащать языковой словарь ребенка словами об окружающем мире. Формировать первичные навыки диалогической и монологической речи на английском языке; Разучивать доступные пониманию детей рифмовки, считалочки, песенки. Научить детей общаться по-английски между собой или со взрослыми в пределах четко продуманной игровой или семейно - бытовой ситуации. Развивающие: Развивать у детей интерес к изучению английского языка. Развивать инициативность в обучении английскому языку. Развивать у детей устойчивое внимание, уверенность в собственных силах. Побуждать детей к общению с педагогом и друг с другом на английском языке. Воспитательные: Воспитывать интерес и уважение к традициям и обычаям других народов на материале потешек, стихов, песенок; желания и умения войти в мир другой языковой культуры. Воспитывать коммуникативную личность, развивать y детей навыки общения. ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ПРОГРАММЫ является то, что она модифицированная – адаптированная к условиям образовательного процесса дошкольного учреждения. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, участвующих в реализации данной программы: Она предназначена для детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет). СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: программа рассчитана на 1 учебный год (64 часа), 2 часа в неделю. ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ: Обучение – 2 часа в неделю – 64 часа в год; наполняемость группы 12-15 человек. Форма организации – групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применения дифференцированного подхода к обучающимся, т.к. в связи с их индивидуальными способностями, результативность в обучении может быть различной. Форма обучения – игровая, любое задание превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны стихи, песенки, загадки, рифмы. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ: в соответствии с нормами СанПиН ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В итоге реализации программы могут быть отмечены следующие показатели уровня развития детей: Может активно и адекватно использовать имеющийся словарный запас: минимум 120 лексических единиц в речевых образцах и 20 в рифмовках, стихах, песнях; Умеет в повседневной жизни пользоваться грамматическими конструкциями (речевые образцы (выражения)): Я… (имя) Мне (возраст) Я вижу… ; Я умею… ; Я люблю… ; Я имею… ; Фонетически грамотно произносит звуки, отличные от русских; Рассказывает стихотворения по отдельным темам программы; Переводит слова с русского языка на английский и наоборот; Показывает картинку с названным словом, называет, что или кто изображен на картинке; Правильно использует слова и выражения в монологической речи и в игровой деятельности; Задает и отвечает на вопросы разделов тем программы; Строит монологические высказывания; Участвует в составлении диалогов; Использует в деятельности считалочки, рифмовки. Умеет внимательно слушать речь педагога, перевод ее, опираясь на ключевые слова; Может разыгрывать небольшие сценки на английском языке с использованием игрушек; ФОРМАМИ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЮТСЯ: Диагностика уровня сформированности знаний по теории программы Открытые занятия для родителей УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ч * 2 раза в неделю = 64 часа Содержание Всего 1.Обучение устному общению: -говорение; - аудирование. 2. Изучение: - грамматики - лексики 3.Закрепляющие мероприятия Всего Теория Практика 28 ч. 14 ч. 14 ч. 26 ч. 12 ч. 14 ч. 24 ч. 4 ч. 10 ч. 14 ч. 22 ч. 10 ч. 12 ч. 2 ч. 2 ч. 10 ч. 64 ч. 10 ч. 8 ч. 56 ч. Календарный учебный график обучения. № недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Количество часов теории 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 Каникулы зимние 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 Количество часов практики 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 25 26 27 28 29 30 31 32 33 ИТОГО: 0 0 0 0 0 0 0 0 0 8 2 2 2 2 2 2 2 2 2 56 Начало занятий по мере комплектования групп - октябрь, окончание - май СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ При распределении разделов программы учитывались основные принципы дидактики, возрастные и психофизиологические особенности детей. Содержание программы состоит из тем, позволяющих варьировать занятия внутри темы. Оно включает в себя ситуации на английском языке, языковой материал, речевые умения. Технология обучения дошкольников английскому языку включает в себя следующие разделы: Тема 1. Обучение устному общению: -говорение; - аудирование. (28 часов) Теория. (4 часа) - формирование фонетических навыков: овладение артикуляцией и интонацией (обучение фонетике не ограничивается имитацией, а сознательно сопоставляет интерферирующие звуки родного и иностранного языка, добивается осознания различия звуков двух языков, а затем правильного произношения); - формирование навыков аудирования - восприятия текстов на слух; Практика. (24 часа) - формирование диалогической и монологической речи. -развитие навыков «говорения» (т.е. формирование у ребенка представления об иностранном языке как средстве общения). Разучивание песен, стихов и рифмовок поддерживает интерес ребенка к изучению языка и закрепляет навыки произношения. Тема 2. Изучение: - грамматики; - лексики (26 часов) Теория. (4 часа) - формирование лексических навыков: обогащение словарного запаса; - освоение грамматического строя речи на основе речевых образцов, которые употребляются функционально, т.е. для выражения коммуникативного намерения говорящего; Практика. (22 часа) - привлекать детей вести диалог. - познакомить детей с названиями домашних и диких животных, цифрами, цветами, членами семьи и т.д. на английском языке. - разучивание песен, стихов и рифмовок увеличивает словарный запас и помогает запомнить новые слова. Также изучая оригинальные иноязычные произведения, дети приобщаются к культуре иностранного языка. Тема 3. Закрепляющие мероприятия. (10часов) Практика. (10 часов) - закрепить умение детей общаться на английском языке. Использование игры как основного вида деятельности обеспечивает заинтересованность детей при восприятии материала, а также снимает возможные языковые трудности. Доступность и посильность обеспечивается четким отбором тем, которые интересны для детей дошкольного возраста и яркой привлекательной наглядностью. Принципы работы • использование средств поощрения; • формирование у детей положительного образа педагога, что повышает рефлексивные способности ребенка; • лимитирование речи педагога на родном языке до 5-10%, и, как следствие, доведение речи детей на английском языке до 90%; • системное введение лексики по схеме: первое занятие - 4 слова, второе занятиезакрепление, последующие занятия - активизация с использованием речевых конструкций плюс 3-4 новых слова; • учет особенностей кратковременной памяти детей на данном этапе развития, системное возвращение к ранее пройденному материалу и включение его в последующие занятия; • обязательное обучение как усеченным, так и полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения; • предпочтение группового обучения; введение парного обучения как важнейшего элемента успешного обучения говорению в начальной школе (такая работа помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимет языковые барьеры); Виды работы: 1. Работа над произношением жестикулирование). (сказки, скороговорки, рифмовки, зарядки, 2. Работа с предметами (диалог с игрушкой, описание игрушки, игры, сказки). 3. Работа с картинкой (описание, детализация, рассказ, диалог, игры, сравнение, воображение с прогнозированием). 4. Разучивание и декламация стихов, потешек, считалок, скороговорок, рифмовок, конкурс чтецов, разножанровая декламация, соревнования в командах и парах. 5. Подвижные игры: игры с мячом, «цепочка» с игрушкой, зарядки, физкультминутки, танцы, хороводы, команды в движении. 6. Спокойные игры: загадки, кроссворды, лото. 7. Творческие и ситуативные игры: ролевые игры, интервью, бытовые сюжеты. 8. Инсценировка коротких рассказов и пьес. 9. Воспроизведение ситуативных диалогов. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: - зеркала; - игрушки; - лото; - карандаши, фломастеры МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: - картотека игр и заданий; - картотека предметных картинок; -атрибуты для имитационных игр - демонстрационный и раздаточный материал - наглядно-методический материал - стишки, рифмовки -аудиозаписи СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для организации педагогического процесса: Бонк Н. Английский для малышей. - М., 2006. Бурханова А. Занимательный алфавит. - М. 2002. 3. Дольникова Р.А., Фрибус Л.Г УМК, Как детишек нам учить по-английски говорить. - СПб., КАРО, 2002 4. Евсеева М.Н. Программа обучения английскому языку детей дошкольного возраста. -Панорама, 2006. 5. Захарченко И. Начнем учить английский. – РГПУ, 1999. 6. Клеменьтьева Т.Б. Счастливый английский. Занимательные игры и упражнения. - Дрофа, 1995. 7. Конышева А.В. Английский для малышей, - С-Пб, 2003. 8. Крылова Н.В. А как это по-английски?. – 2005. 9. Кулиш В.Г. Занимательный английский для детей, - Сталкер, 2001. 10. Лосева С.В. Английский в рифмах. - М.,1993. 11. Лыкова Л.Л. Обучение английскому языку дошкольников и младших школьников. - Ярославль, Академия развития, 2006. 12. Малышева Н. «Секреты английских звуков», АСТ-Пресс, 1997. 13. Скульте В. «Английский для детей». - М. 2001. 14. Стайнберг Дж. «110 игр на уроках английского языка», Астрель, 2006. 15. Фурсенко В.С. Веселые грамматические рифмовки. – М., 2001 16. Фурсенко С.В. «Грамматика в стихах», Каро, 2006. 17. Шишкова И.А., М.Е. Вербовская «Английский для дошкольников», Росмэн, 2002. 18. Щербина Т., Барашов А. «Английский для малышей». - Краснодар, 2000 19. Welcome, E. Gray, V. Evans, Express Publishing, 2001 (c карточками ). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Ачкасова Н.Н. Маша и медведь. Музыкальная сказка для детей, начинающих изучать английский язык. - Дрофа, 2006. Большой словарь Диснея, Walt Disney Production, 1996. Владимиров В, М. Окунь Английский выучим, играя, С-Пб., Канон, 1999. ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ Тематическое планирование 1- полугодие (24 часа) Коли Тема чест во часов Знакомство. 8 Приветствие. Прощание. Домашние питомцы. Числительные. Лексический материал Фразы Дополнитель ная работа Диалоги знакомства. Cat, dog, mouse, sheep, fish, hamster, parrot. Числительные 1-10, мн. ч. им. сущ. Big - small -Hello! Who are you? -Hello! I am Misha. I am a boy. I am 5. -Good bye! Сказка о язычке, Стихи, скороговорки What’s this? –It’s a dog. It is big. How many…? 1 toy-2toys 8 2 6 4 8 Животные. Цвета. Семья. I have got Новый Год. Рождество. Семья. I have got Игры и спорт. I can/he can Hippo, tiger, lion, elephant, giraffe, bear, shark, crocodile, penguin, zebra, donkey, monkey, bird. Long- short Mother, father, sister, brother, grandmother, grandfather Местоимения(I, he, she), глагол to be в ед.ч. Is it a …? Yes, it is./No, it isn’t. It’s long. It isn’t small. I have got a mother. She is Masha. (про всех членов семьи) I haven’t… Have you got…? Yes, I have. /No, I haven’t. Рождество и Новый год. Дедушка Мороз и Санта Клаус. 2- полугодие (40 часов) Mother, father, sister, I have got a mother. brother, She is Masha. (про grandmother, grandfather всех членов семьи) I Местоимения(I, he, she), haven’t… глагол to be в ед.ч. Have you got…? Yes, I have. /No, I haven’t. Jump, run ,fly, swim, play I can…/I can’t… football, volleyball, Can you…? basketball, tennis, ski, Yes,I can./No,I can’t. skate. скороговорки песенки стихи песенки стихи “We wish you a merry Christmas” песенки стихи Стихи рифмовки Еда. I like Fruit: apple, banana, lemon, orange, strawberry, grape, Vegetables: carrot, cabbage, potato, tomato, cucumber Drinks: juice, milk, water, lemonade. I like….and…./I don’t like… Do you like…? Yes, I do/No, I don’t песенки стихи 6 Части тела. Игрушки. Описание внешности I have…eyes and…hair. I have…/I don’t have… Do you have…? песенки стихи 6 6 Времена года. Погода. Head, nose, mouth, hair, knees, arms, hands, fingers, body, legs, foot-feet. Ball, doll, robot, balloon, frog, plane, train, ship, car, bike. Winter, spring, summer, autumn. It is spring. It is warm. песенки стихи 6 Windy, sunny, snowy, rainy, cloudy, warm, cold, hot 4 Повторение. песенки стихи ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ Диагностика уровня овладения необходимыми навыками и умениями по английскому языку (первый год обучения): ФИО Счет, цвет семья части тела Животные, игрушки Фрукты, овощи времена года рассказ об игрушке, животном Оценка 1 – ребенок не может выполнить задания без помощи взрослого; 2 – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого; 3 – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.