ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Программа «Игры с элементами спорта» имеет физкультурно - спортивную направленность, ознакомительного уровня и разработана на основе авторской программы Вавиловой Л.Н., Новичковой Л.В. Данная программа оформлена в соответствии с Приказом Минпросвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 9 ноября 2018 г. №196». Все чаще можно встретить во дворе скучающих, равнодушных к спортивным и подвижным играм, слабых и неумелых мальчишек и девчонок. Многие ребята перестали выходить играть во двор, отдавая предпочтение малоподвижным видам деятельности. Это вызывает озабоченность педагогов и врачей: мало, очень мало двигаются дети! А для ребенка малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Это и послужило целью моей работы. Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движения, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний. Игры с элементами спорта требуют от детей большей самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве. У детей 5 - 8 лет пробуждается больше интерес к спортивным играм. ПЕДАГОГИЧЕСАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ данной программы обусловлена тем, что элементарные обще развивающие движения являются основополагающими. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетом рекомендаций по возрастной физиологии, психологии, педагогике, спортивной медицине. В нее включены движения на развитие координации движений, глазомера, а так же для формирования правильной осанки и стопы. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развивать двигательную активность и творчество ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: Обучающие: Сформировать технические навыки элементарных игровых движений от самых простых до более сложных; Соблюдение точных правил игр; Научить переживать отрицательные эмоции (проигрыш); Освоить технику метания; Развивающие: Содействовать всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников; Формирование правильной осанки; Развитие гибкости, ловкости, координации движений; Развитие интереса к спортивным играм; Воспитательные: Воспитание высоких волевых качеств (преодоление трудностей, умение добиваться поставленной цели); Воспитание морально – этических качеств (уважение друг к другу, умение радоваться успехам других, взаимопомощи) ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ПРОГРАМЫ является то, что в нее включены упражнения на формирование правильной осанки и упражнения для профилактики плоскостопия. Данные изменения обусловлены необходимостью введения таких упражнений возрастной физиологией детей. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ участвующих в реализации данной программы 5 - 8 лет. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: программа рассчитана на 1 учебный год РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ: 1 раз в неделю в соответствии с нормами СанПиН (25 мин.) КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ В ГРУППЕ: 10-13 человек ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: групповая. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, т.к. в связи с их индивидуальными способностями, результативность в обучении может быть различной. Ожидаемый результат и способы определения результативности. По окончанию 1 года обучения занимающийся должен знать: правила поведения на занятиях; правила изучаемых игр и их историю; значение занятий для здоровья обучающихся; Занимающийся должен уметь: демонстрировать элементы игры; уметь играть в команде; Формами подведения итогов реализации данной программы являются: Диагностика уровня сформированности знаний по теории программы. Открытые занятия для родителей. Соревнования между группами. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Название темы Количество часов Всего часов Теоретические занятия Практические занятия 1 Теоретическая подготовка. Вводное занятие. Гигиена занимающихся. Техника безопасности. 1 1 0 2 Общая физическая подготовка. Строевые упражнения. Легкая атлетика. Упражнения для развития силы и быстроты. Упражнения для развития прыгучести и ловкости. Игры 5 0 5 3 Игровая подготовка Элементы игры. Соревнования. 26 4,4 21,6 Итого № недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 ИТОГО: 5,4 32 Календарный учебный график обучения. Количество часов теории 1 0 0 0 0 0 0,5 0,2 0,2 0,2 0,2 0 0 Каникулы зимние 0,5 0,2 0,2 0,2 0 0 0 0,5 0 0 0,2 0,2 0 0,5 0,2 0,2 0,2 0 0 5,4 26,6 Количество часов практики 0 1 1 1 1 1 0,5 0,8 0,8 0,8 0,8 1 1 0,5 0,8 0,8 0,8 1 1 1 0,5 1 1 0,8 0,8 1 0,5 0,8 0,8 0,8 1 1 26,6 Начало занятий по мере комплектования групп - октябрь, окончание - май СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Вводное занятие. История возникновения и развития игр. Значение игр для здоровья занимающихся. Гигиена занимающихся. Гигиена одежды и обуви. Понятие о спортивной форме. Гигиенические мероприятия после занятий. Техника безопасности. Профилактика травматизма. Правила поведения на занятиях. Предупреждение травм. Раздел 2. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 1 Строевые упражнения стойки, повороты построение перестроение: в одну шеренгу, в круг, в две шеренги. размыкание и смыкание приставными шагами ходьба и бег: на носках, высоко поднимая согнутую ногу, в полуприсяде, выпадами. 2 Лёгкая атлетика ходьба с изменением темпа чередование ходьбы и бега ходьба выпадами бег с преодолением препятствий прыжки в длину с места 3 Упражнения для развития силы и быстроты упражнения на пресс «щучка» наклоны повороты туловища в различных направлениях из различных исходных положений отжимание в упоре лёжа на коленях упражнение на силу мышц спины «лодочка» упражнение для профилактики плоскостопия 4 Упражнения для развития прыгучести и ловкости прыжки вверх прыжки из глубокого приседа 5 Игры «Бросай - не зевай», «Прыг-скок», «Детки и кот», «Футбол мешочком», «Ловишки», «Невод» и т. д. Раздел 3. ИГРОВАЯ «Городки» отработка элементарных действий с битой разучивание фигур формирование правильного броска 2 «Хоккей» вождение клюшки не отрывая от поверхности останавливать шайбу клюшкой закреплять передачу шайбы в парах 3 «Баскетбол» катание мяча бросание, ловля забрасывание ПОДГОТОВКА ведение мяча 2 «Футбол» ведение мяча удар по воротам передача остановка мяча Материально техническое обеспечение ворота клюшки мячи кольца баскетбольные городки Методическое обеспечение картотека игр и упражнений библиотека для педагога библиотека для родителей выставочные стенды музей футбола Структура содержания программы № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации (контроля) Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 1. 1.1 Теоретическая подготовка. Вводное занятие. Гигиена занимающихся. Техника безопасности. Итог: 1 1 0 1 1 0 Раздел 2. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 2 2.1 Строевые упражнения. 1 0 1 2.2 Легкая атлетика 1 0 1 2.3 Упражнения для развития силы и быстроты. Упражнения для развития прыгучести и ловкости. Подвижные игры. 1 0 1 1 0 1 1 0 1 5 0 5 2.4 2.5 Итог: Раздел 3. ИГРОВАЯ ПОДГОТОВКА. ГОРОДКИ 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 Беседа, опрос Знакомство с историей возникновения игры «Городки». Знакомство с битой, рюхой, фигурой. Техника безопасности при игре. ОФП. Элементарные упражнения с битой. Подвижная игра «Метатели» Работа с битой. Изучение фигур «забор» ОРУ (с битой). Подвижная игра. Городки, рюхи. Изучение фигуры «письмо» ОРУ (с битой). изучение правильного броска битой. Подвижная игра «Калечило – малечило» Построение городков, изучение фигуры «ворота». Отработка броска битой правой и левой рукой. П.И. « Метатели. Закрепления броска битой. Изучение фигуры «Пулеметное гнездо» ОРУ (с кубиком) 1 0,5 0,5 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 Игры соревнования 3.6 Оценка уровня физической подготовленности в дальности броска. Игра по командам в «Городки» 1 1 Диагностика: прицел, бросок, равновесие. 3.7 Отработка правил игры в городки. Соревнование между командами 1 1 соревнование Итого: 1,3 5,7 1 0,5 0,5 1 0,2 0,8 Простейшие правила игры в хоккей. ОРУ с клюшкой. Удар по неподвижной шайбе и остановка клюшкой. Подвижная игра «Ловкие обезьяны» Техника и тактика игры в хоккей. ОРУ в парах. Изучение передачи в парах. Подвижная игра «Невод». Повторение пройденного. Задачи игроков защитников и нападающих. ОРУ с клюшкой. Первые пробы игры в команде. 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 1 ОРУ с клюшкой. Отработка приемов: удары по воротам с места, с разбегу, ведение шайб между предметами. 1 1 1 1 7 ХОККЕЙ 3.8 Знакомство с игрой хоккей. Из истории хоккея. Познакомить с клюшкой, шайбой. Простые действия с ними. Техника безопасности при игре. ОРУ с клюшкой. 3.9 Игровая площадка, инвентарь для игры в хоккей. ОРУ с клюшкой. Учить водить клюшку не отрывая ее от поверхности. Игра «кто быстрее» 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 Соревнование команд. Подведение итогов. Викторина Итого: 7 1,1 5,9 0,5 0,5 Диагностика: техника, глазомер, скорость) соревнование БАСКЕТБОЛ 3.15 3.16 3.17 Знакомство с историей баскетбола. Познакомить в техникой безопасности. Элементарные действия с мячом. 1 Метание набивного мяча, многообразные действия с мячом: катание, бросание. Перебрасывание в парах. Элементарные правила игры. ОРУ с мячом. Тренировка челночного бега. Подвижная игра « Охотники и утки» 1 1 1 1 Диагностика: ловкость, скорость 3.18 3.19 3.20 Отработка ведения мяча, ориентировка в пространстве. Подвижная игра « Займи свое место». Задачи защитников и нападающих. Работа с «лестницей координации». Метание мяча в цель 1-й и 2-я руками. Соревнование команд. Викторина. 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 Итого: 6 1 1 0,9 5,1 Соревнования ФУТБОЛ 3.21 Знакомство с игрой футбол. Из истории футбола. Техника безопасности при игре футбол. Элементарные действия с мячом Знакомство с действиями нападающего. ОРУ с мячом. Удары по неподвижному мячу. Подвижная игра « Займи свое место». Знакомство с действиями вратаря. Ору с мячом. Остановка движущего мяча ногой. Подвижная игра «Ловля обезьян». Ведение мяча. Удар по воротам. Действия защитника в игре. Развитие выносливости. ОРУ с мячом. Работа с лестницей координации. Подвижная игра «Ловкие обезьяны». Диагностика. 1 0,5 0,5 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 1 Соревнование по футболу между командами. 1 1 Итого: 6 1,1 4,9 Диагностика: удары по воротам, по неподвижному мячу. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА : 1. Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать» М. 1983г 2. Волошина Л. Лукина Т. «Играем в футбол, журнал « Дошкольное воспитание» №4 2007г. 3. Волошина Л. Лукина Т. «Играем в хоккей, журнал « Дошкольное воспитание»№1 2003г. 4. Деркач А.А. «Творчество тренера» - М. физкультура и спорт 1982г. 5. Барышева Т. « Игры на воздухе» СПБ: « Кристалл» «Корона принт» 1998г. 6. Ростов В.А. Ступкина М.О. «Оздоровительная аэробика» - М. Физкультура и спорт 2008г. 7. Новикова Е.Г. « Физкультура и спорт» Москва 2008г. 8. Кинеман А.В. Осокина Т.И. Детские подвижные народные игры,- М: «Просвещение» 1998г. 8. Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет – М. Просвящение», 1998 г 9. Телага Е. «Энцыклопедия физических упражнений» - М. Физкультура и спорт 1998 г. 10. Желобович «Футбол в детском саду, конспекты занятий» - М ООО «Скрипторий 2003», 2009 г. 11. Оськина И. Артеева А. «Школа Мяча» журнал «Обручь», №4 2009 г. 12. Каленская А. «ДОУ играет в футбол» журнал «Обручь» №2 2004 г. 13. «Играм в баскетбол» журнал «Ребенок в детском саду» №3 2001 г. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: 1. Волошина Л.Н. Курилова Т.В. Программа Играйте на здоровье» 2. Эриксон Э. «Детство и общество» - Спб: Университетская книга, 2007 г.