Болтунишка - 4 - 5

1

2

Пояснительная записка
Образовательная программа коррекционно-развивающей индивидуально - подгрупповой
логопедической работы «БОЛТУНИШКА» имеет социально - гуманитарную направленность. В
программе «Болтунишка» за основу взята программа «ОТ ЗВУКА К СЛОВУ, ОТ СЛОВА К
ДИАЛОГУ» разработанная учителем-логопедом Н.И. Николаевой с опорой на «Программу
обучение детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе)»,
которая была рекомендована
к изданию Управлением по дошкольному воспитанию
Министерства просвещения СССР, разработанная научными сотрудниками сектора логопедии
НИИ дефектологии АПН СССР. Составители: Каше Г.А., Филичева Т.Б. 1978 года.
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки
Российской федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей» и реализуется в муниципальном автономном образовательном
учреждении МАДОУ «Детский сад №83».
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что
речевое развитие ребенка является основополагающим фактором в развитии ключевых
компетентностей ребенка: познавательной, коммуникативной, социальной и др. Речь – основа всех
видов деятельности. Правильная и во время сформированная устная речь поможет сформироваться
дошкольнику как полноценной личности, успешно обучаться в школе.
Данная программа является актуальной на сегодняшний момент. Ее актуальность обусловлена,
прежде всего, тем, что количество детей с проблемами в развитии речи с каждым годом возрастает, и
корректировать, развивать речь детей начинать надо в дошкольном детстве. Программа составлена с
учетом научных исследований на стыке филологической и логопедической наук и разработок
ведущих специалистов-практиков. В нее включены задания и игры на развитие фонематического
восприятия, слухового внимания и памяти, а также игры и упражнения на развитие артикуляторной
моторики, постановки и автоматизации звукопроизношения. В процессе реализации программы
формируются необходимые умения для развития не только фонематического восприятия, но и
звукового анализа.
Цель программы - коррекция звукопроизношения дошкольников; развитие устной речи детей
дошкольного возраста; своевременное предупреждение различных нарушений устной и письменной
речи у воспитанников ДОУ;
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
Развивающие:
 Развивать психологическую базу речи (внимание, восприятие, память, мыслительные
операции);
 Развивать артикуляционную моторику;
 Развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, доступные возрасту
формы звукового анализа и синтеза;
 Развивать и активизировать словарный запас;
 Развивать общую моторику, координацию движений, двигательного воображения
(использование подвижных игр с речевым сопровождением);
 Развивать мелкую моторику.
Обучающие:





3

Вызвать, уточнить произношение звуков;
Закрепить произношение звуков в словах;
Закрепить произношение звуков во фразовой речи;
Учить делать звуковой анализ слов;
Познакомить с понятиями гласный, твердый и мягкий согласные звуки.

Воспитательные:
 Воспитывать интерес к родному языку;
 Воспитывать уважение друг к другу;
 Воспитывать терпение, наблюдательность;
Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированно –
адаптированная к условиям образовательного процесса данного учреждения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, 4-5
лет.
Срок реализации образовательной программы – 1 год обучения, 64 часов – 2 учебных часа в
неделю.
Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на одновозрастные
подгруппы детей, имеющих нарушения звукопроизношения, т. е. детей, имеющих логопедические
диагнозы – фонетический дефект, фонетическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое
недоразвитие, нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Наполняемость подгрупп выдержана в
пределах требований СанПиН – до 3 человек.
Состав группы может изменяться по следующим причинам:


обучающиеся могут быть отчислены при условии устранения у данных детей нарушений
звукопроизношения;



смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.

Ведущей формой организации обучения является

индивидуально - подгрупповая.

Продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 1 учебному часу в соответствии с нормами по
данному возрасту СанПиН. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей», и информационным письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") .
Ожидаемый результат и способы определения их результативности.
По окончании обучения ребенок 4-5 - летнего возраста должен знать:
 основные понятия: названия органов артикуляционного аппарата, органов слуха;
 понятия: начало, середина, конец слова.
Обучающийся должен уметь:

4



выполнять комплекс артикуляционных упражнений для губ, щек, языка: Окошко,
Заборчик, Дудочка, Блинок, Месим тесто, Киска сердится, Чистим зубки, Чашечка,
Лошадка, Часики, Поймаем мышку, Шарик, Орешки, Толстячок, Худышка, Грибок,
Гармошка и др.;



уметь выделять заданный звук в ряде звуков, слогов, слов;



уметь выделять первый и последний звук, звук в середине слова;



усвоить правильное произношение согласных звуков раннего онтогенеза, а также
свистящих, шипящих.

Учебный план
4-5 – летнего возраста
№

всего
часов

теоретические

практические

Формы аттестации,
контроля

Диагностика
Развитие речевого
дыхания,
артикуляционной
моторики.
Формирование
фонематического
слуха,
фонематического
восприятия.

2

-

2

Речевая карта

4

1

3

Навыки выполнения
упражнений.

3.

Постановка звуков:
свистящих,
шипящих (согласно
диагностике).

6

2

4

4.

Автоматизация
звуков: свистящих,
шипящих
(изолированно, в
слогах, в словах, в
предложениях, в
текстах).

43

6

37

Дифференциация
звуков: свистящих –
шипящих.

7

1.
2.

5.

Наименование
раздела

Количество часов:

Навыки
звукопроизношения.

1

6

Навыки
дифференцированного
звукопроизношения.

5

Диагностика

2

-

2

Речевая карта

Итого:

64

10

54

:

№ недели
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
ИТОГО:

Календарный учебный график обучения.
Количество часов теории
Количество часов практики
0
2
0,2
1,8
0,2
1,8
0,2
1,8
0,2
1,8
0,2
1,8
0,2
1,8
0,2
1,8
0,2
1,8
0,2
1,8
0,2
1,8
0
2
0
2
Каникулы зимние
0
2
0,2
1,8
0,2
1,8
0,2
1,8
0,2
1,8
0,2
1,8
0,2
1,8
0,2
1,8
0,2
1,8
0,2
1,8
0,2
1,8
0,2
1,8
0,2
1,8
0,2
1,8
0,2
1,8
0,2
1,8
0,2
1,8
0
2
0
2
5,2
58,8

Начало занятий по мере комплектования групп - октябрь, окончание - май
Содержание обучения:
4-5 – летнего возраста:
Тема 1. Диагностика. 4 часа.
Практика. Диагностика проводится в начале учебного года – 2 часа. В конце учебного года – 2
часа.
Диагностика включает в себя обследование анатомического строения органов артикуляции ребенка;
состояния артикуляторной моторики, звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова,
фонематических процессов, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи. Для
диагностики используется методика обследования речи О.Б. Иншаковой.

6

Тема 2. Развитие речевого дыхания, артикуляционной
фонематического слуха, фонематического восприятия. 4 часа.

моторики.

Формирование

Теория. Знакомство с органами артикуляционного аппарата, дыхания и слуха.
Практика. Формирование фонематического слуха, фонематического восприятия. Развитие речевого
дыхания, артикуляционной моторики.
Тема 3. Постановка звуков: свистящих, шипящих. 6 часов.
Теория. Теоретическое обоснование правильного положения органов артикуляции каждого звука,
который будем ставить.
Практика. Постановка следующих групп звуков: свистящих, шипящих.
Постановка звуков осуществляется по подражанию, от сохранного звука, разложением артикуляции,
с механической помощью, смешанный тип постановки. Выделение первого и последнего согласного
звука в слове. Соотнесение звука с буквой.
Тема 4. Автоматизация звуков: свистящих или шипящих (изолированно, в слогах, в словах, в
предложениях, в текстах). 43 час.
Теория. Начало, середина, конец слова.
Практика. Закрепление вновь поставленного звука на речевом материале: изолированно, в слогах, в
словах, во фразовой речи. Уметь выделять заданный звук в ряде звуков, слогов, слов; уметь выделять
первый и последний звук, звук в середине слова.
Тема 5. Дифференциация звуков: свистящих – шипящих. 7 часов.
Теория. Понятия свистящие - шипящие звуки.
Практика. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой
речи. Выделение первого и последнего звука в слове. Уметь выделять заданный звук в ряде звуков,
слогов, слов; уметь выделять первый и последний звук, звук в середине слова.
Рекомендации по проведению занятий.
1. Постоянно следить за состоянием детей на занятиях.
2. В беседах с воспитателями и родителями, при ознакомлении с медицинскими картами
выяснять все данные о здоровье ребенка, его индивидуальных особенностях.
3. Следить за чистотой кабинета, его проветриванием, а также удобством одежды детей для
занятий.
4. Рекомендуемая структура занятий:
 Организационный момент: развитие психологической базы речи (внимание, восприятие,
память, мыслительные операции).
 Основная часть:
развитие артикуляционной моторики;
развитие фонематического
восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
вызывание, уточнение, постановка и закрепление произношения звуков; развитие и активизация
словарного запаса.
 Физминутка: развитие общей моторики, координации движений, двигательного воображения
(использование подвижных игр с речевым сопровождением); развитие мелкой моторики.


7

Заключительная часть. Итог.

Структура содержания программы
№ п/п Название раздела, темы
Всего
Раздел 1. ДИАГНОСТИКА

o
1.1

2.1
2.2
2.3
2.4

3.1
3.2
3.3

3.4
3.5

3.6

4.1
4.2

4.3
4.4

8

Количество часов
Теория Практика
Формы
аттестации
(контроля)

Первичная диагностика навыков
0
2
Речевая карта
2
звукопроизношения, анатомических
речевых возможностей
возможностей, лексикограмматической сформированности
языка.
Итог:
0
2
2
Раздел 2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ, АРТИКУЛЯЦИОННОЙ
МАТОРИКИ, ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И
ВОСПРИЯТИЯ.
Знакомство с органами артикуляции.
0,2
0,8
1
Знакомство с органами дыхания.
0,2
0,8
1
Знакомство с частями тела.
0,2
0,8
1
Знакомство с речевыми и неречевыми
0.2
0,8
1
звуками.
Итог:
0,8
3,2
4
Раздел 3. ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ: СВИСТЯЩИХ ИЛИ ШИПЯЩИХ
(СОГЛАСНО ДИАГНОСТИКЕ)
Подготовка органов артикуляции для
0,2
0,8
1
постановки звука.
Вызывание глухого звука.
0,2
0,8
1
Уточнение артикуляции глухого
0,2
0,8
1
звука и изолированное
произношение.
Вызывание звонкого звука.
0,2
0,8
1
Уточнение артикуляции звонкого
0,2
0,8
1
звука и изолированное
произношение.
Точная артикуляция глухого и
0,2
0,8
1
звонного звука с отработкой
длительности звучания звука.
Сравнение звонкого и мягкого звука.
2
4
Итог
6
Раздел 4. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ: СВИСТЯЩИХ ИЛИ ШИПЯЩИХ
(ИЗОЛИРОВАННО, В СЛОВАХ, В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, В ТЕКСТАХ).
Автоматизация звука на конце слова.
Автоматизация звука на конце слова в
единственном и множественном
числе.
Автоматизация глухого звука в
открытых слогах.
Автоматизация глухого звука в
открытых слогах и в начале
существительного.

1
1

0,2
0,2

0,8
0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

4.5
4.6
4.7

4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13

4.14

4.15

4.16

4.17

4.18

4.19

4.20

4.21

4.22

4.23

4.24

9

Автоматизация звонкого звука в
открытых слогах.
Автоматизация звонкого звука в
открытых слогах и в начале слова.
Автоматизация глухого и звонкого
звука в начале слова.
Автоматизация глухого и звонкого
звука в начале слова в единственном
и множественном числе.
Автоматизация звука в закрытых
слогах.
Автоматизация глухого звука в
открытых слогах и в середине слова.
Автоматизация звонкого звука в
закрытых слогах.
Автоматизация звонкого звука в
закрытых слогах и в середине слова.
Автоматизация глухого и звонкого
звука в середине слова в
единственном и множественном
числе.
Автоматизация глухого и звонкого
звука в середине слова в
уменьшительно-ласкательной форме.
Закрепление произношения глухого
и звонкого звука в разных частях
слова.
Закрепление произношения глухого
и звонкого в цепочках
существительных.
Закрепление произношения глухого
и звонкого в игре «ХодилкиБродилки».
Автоматизация глухого и звонкого
звука в простых чистоговорках с
открытыми слогами.
Автоматизация глухого звука в
простых чистоговорках с закрытыми
слогами.
Автоматизация звука в простых
чистоговорках в открытых и
закрытых слогах.
Автоматизация звука в
количественном счете
существительных до 5.
Автоматизация звука в
существительных с притяжательным
местоимением.
Автоматизация звука в
существительных с прилагательным:
живой или неживой.
Автоматизация звука в
существительных с прилагательными,
обозначающими названия цветов.

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

4.25

4.26

4.27

4.28

4.29
4.30

4.31

4.32

4.33

4.34
4.35
4.36

4.37

4.38

4.39

4.40

4.43

5.1
5.2
10

Автоматизация звука в
0,2
0,8
1
существительных с качнственными
прилагательными.
Автоматизация звука в
0,2
0,8
1
существительных с разными
прилагательными.
Автоматизация глухого и звонкого
0,2
0,8
1
звука в распространенных
чистоговорках с открытыми слогами.
Автоматизация звука в
0,2
0,8
1
распространенных чистоговорках с
закрытыми слогами.
Автоматизация глухого и звонкого
0,2
0,8
1
звука в существительных с глаголом.
Автоматизация глухого и звонкого
0,2
0,8
1
звука в существительных с
прилагательным и с глаголом.
Автоматизация глухого и звонкого
0,2
0,8
1
звука во фразе с предлогами (на, в,
под) в пассивном словаре.
Автоматизация глухого и звонкого
0,2
0,8
1
звука во фразе с предлогами (на, в,
под) в активном словаре.
Автоматизация глухого и звонкого
0,2
0,8
1
звука в распространенном
предложении.
Автоматизация глухого и звонкого
0,2
0,8
1
звука в небольших стихах.
Автоматизация глухого и звонкого
0,2
0,8
1
звука в небольших стихах.
Автоматизация глухого и звонкого
0,2
0,8
1
звука в пересказах по вопросам
фонематических рассказов
Автоматизация глухого и звонкого
0,2
0,8
1
звука в пересказах фонематических
рассказов.
Автоматизация глухого и звонкого
0,2
0,8
1
звука в составлении рассказа по
вопросам по сюжетной картинке.
Автоматизация глухого и звонкого
0,2
0,8
1
звука в составлении рассказа по
вопросам по сюжетной картинке.
Автоматизация глухого и звонкого
0,2
0,8
1
звука в составлении рассказа по
вопросам по серии картинок.
Автоматизация глухого и звонкого
0,2
0,8
1
звука в составлении рассказа по серии
картинок.
6
37
Итог
43
Раздел 5. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ: СВИСТЯЩИХ – ШИПЯЩИХ.
Дифференциация отрабатываемого
0,2
0,8
1
глухого звука в слогах.
Дифференциация отрабатываемого
0,2
0,8
1

5.3
5.4

5.5
5.6
5.7

6.1

звонкого звука в слогах.
Дифференциация отрабатываемых
0,2
1
звуков в существительных.
Дифференциация отрабатываемых
0,2
1
звуков в распространенных
чистоговорках.
Дифференциация отрабатываемых
0,2
1
звуков в скороговорках.
Дифференциация отрабатываемых
0,2
1
звуков в скороговорках.
Игра «Ходилки-Бродилки» на
0,2
1
закрепление дифференциации звуков.
1
Итог
7
Раздел 6. ДИАГНОСТИКА
Итоговая диагностика автоматизации
0
2
звуков и дифференцированного
произношения, лексикограмматических навыков и
артикуляционных и дыхательных
возможностей.
0
Итого:
2

0,8
0,8

0,8
0,8
0,8
6
2

Речевая карта

2

МЕТОДИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Методическое обеспечение программы «Болтунишка».
– Картинки для вызывания звуков
– Картинки на различные звуки (гласные, переднеязычные, заднеязычные, сонорные,
шипящие, сонорные звуки в начале, середине, в конце слова)
– Фонотека различных звуков для развития фонематического слуха
– Картотека артикуляционной гимнастики
– Картотеки речевых игр
– Картотеки пальчиковых игр и упражнений
– Игры для развития психологической базы речи
– Игры и игрушки для развития речевого и физиологического дыхания.
– Игры для развития фонематического слуха.
– Игры для развития слухового внимания и памяти.
– Игры для автоматизации свистящих звуков.
– Игры для автоматизации шипящих звуков.
– Игры для автоматизации сонорных звуков.
– Картотека упражнений по развитию артикуляционной моторики.
– Картотека упражнений по развитию мелкой моторики.
– Серия игр «Правильно говори».
– Настольно печатные игры:
– Логопедическая ромашка;
– Сложи слово;
– Мозайка – азбука для малышей;
– Весёлые звуки;
– Поиграем почитаем;
– Друзья буквы.
– Серия авторских игрушек «Чудо - кубики».
– Логокуб.
– Куклы театра бибабо.
11

Методическая литература
 Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры.
 Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики руки.
 Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков.
 Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей.
 Узорова О., Нефёдова Е. 500 узоров., Пальчиковые игры.
 Н.В. Микляева Развитие языковой способности у детей 6-7 лет с ОНР.
 Лопухина И.С. Логопедия упражнения для развития речи.
 Алаева Г.П. Большая книга логопедических игр.
 Жукова Н.С. Развитие речи.
 Крупенчук О.И. Научи меня говорить правильно.

Кадровое обеспечение. Занятия проводит учитель-логопед, имеющий высшее профессиональное
профильное образование.
Материально-техническое оснащение:
Музыкальный центр или магнитофон;
–
Фонотека детской музыки; звуков природы;
–
Компьютер;

12

Список литературы для педагога.
1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.:«Владос», 1998.
2. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к
школе группе), составители: Каше Г. А., Филичева Т.Б. – М.: «Просвещение», 1978
3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. «Просвещение», 1981
4. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.: «Гном и Д», 2001.
5. Костыгина В.Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. - М., 2000.
6. Успенская Л.П., Успенский М.Б. «Учись говорить правильно».- М.: Просвещение, 1973
7. Нищевой Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим
недоразвитием речи. - С-Пб.: «Детство-Пресс», 2001.
8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с ФФН – М.: «Гном – пресс», 1998.
9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции
звукопроизношения. - М.: «Гном-Пресс», 1998.
10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.:Артикуляционная пальчиковая гимнастика и
дыхательно-голосовые упражнения – М. «Издательство ГНОМ», 2011
11. Коноваленко В.В., Коноваленко С. В. Хлоп – топ. - М.: «Издательство ГНОМ», 2013
12. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5—7 лет с ОНР. Альбомы1-4.
13. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у
дошкольников с нарушениями речи. - М.: «Книголюб», 2005.
14. Нищева Н.В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. С-Пб.: «Детство-Пресс», 2010.
15. Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки, Речевой материал для
автоматизации звуков у детей – М.: «Издательство Гном», 2012
16. С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая Развитие психо-физиологической базы речи у детей
дошкольного возраста с нарушениями в развитии;
17. Митляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 6-7 лет с ОНР.
18. ЦукановаС.П., Бетц Л. Л. Учим ребёнка говорить и читать. – Москва 2008
19. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения С.-Петербург «Литера»,2007
20. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков. Серия альбомов «Дидактический
материал для логопедов» - Издательство Гном, Москва 2018
Список литературы для детей.
1. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.: «Гном и Д», 2001.
2. Костыгина Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. - М., 2000.
3. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Звук С. Звук З. Звук Ц. Звук
Ш. Звук Ж. Звук Ч. Звук Щ. Звук Р. Звук Л.
4. Полякова М. Самоучитель по логопедии. – М. «АЙРИС - ПРЕСС»
5. Гадасина Л. Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки С. – Петербург « Детство – Пресс» 2008
6. Матыкина И.А. Речевой материал для автоматизации звуков. – Владимир, 2011
7. Дурова Н.В. От звука к букве – Издательство «Школьная книга», 2018
8. Куликовская Т.А. Загадки – добавлялки – М.: «Издательство Гном», 2015
Логопедическое обследование
Диагностика проводится на основе наблюдения (на занятиях, в игровой деятельности) с
регистрацией в карту.
Карта логопедического обследования и аналитическая речевая карта составлены с учётом
рекомендаций Грибовой О.Е.

13

Приложение 1.
1. РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА (от 4 до 5 лет)
Фамилия, имя ребёнка __________________________________________Дата рождения, возраст _____________________
1.Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
А) губы (толстые; тонкие; расщелина: частичная, полная, односторонняя, двусторонняя; шрамы; укороченная верхняя
губа);
Б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов, диастема);
В) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой (односторонний, двухсторонний), открытый передний,
перекрёстный прикус, прямой, глубокий);
Г) твёрдое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);
Д) мягкое нёбо (нормальное, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
Е) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой, толстая утолщенная
подъязычная связка, наличие послеоперационного узла).
2. Состояние артикуляторной моторики
Губы. «Улыбка» – «Трубочка» под счёт: до трёх (до 5 лет); до пяти (с 5 лет)
__________________________________________
Язык. Широкий – узкий (под счёт: 3 раза – до 5
лет)______________________________________________________________
Кончик языка поднять______________________________________ опустить
__________________________________________
«Маятник» ______________________________________«Качели» (широкий язык на верхнюю губу – на нижнюю губу)
_______________________________________________ «Цоканье»
___________________________________________________
Необходимо отметить параметры движений
Губы
Язык
наличие или отсутствие движений
тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряжённый)
темп движений (нормальный, быстрый, медленный
переключение от одного движения к другому
объём движений (полный, неполный)
точность выполнения
длительность (способность удерживать губы (язык) в заданном
положении
замены движения
добавочные и мелкие движения (синкинезия)
Мягкое нёбо. Произнести звук [а] при широко открытом рте
_________________________________________________________
3. Состояние звукопроизношения
Звуки
Характер произношения звуков
Звуки
Характер произношения звуков
изолированно
в словах
во фразах
изолированно
в словах
во фразах
Б-п-м
Ц
В-ф
Ш
Д-т-н
Ж
Г-к-х
Ч
Й
Щ
С
Л
С’
Л’
З
Р
З’
Р’
Отметить характер нарушения согласных звуков: отсутствие (-), замена на другие звуки (указать какие), искажение
(например: м/з – межзубное, ув. – увулярное и т.д.).
4.Звуко-слоговая структура слова (повторить за логопедом или назвать по картинкам)
Кот (дом)
Медведь (фартук)
Вата (муха)
Улитка (бабочка)
Собака (малина, лопата)
Помидоры
Петух (банан)
Хлеб (слон)
Банка (сумка)
5.Состояние фонематических процессов
Повторить слоги с оппозиционными звуками
Па – ба
На – га
Ба – на
Та- на
Ва – та
Га – да
Та – да
Ка - га

14

Мя- ма
Ба - ма
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по предложенным картинкам)
Уточка - удочка
Бочка - почка
Трава – дрова
Мишка - мышка
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по предложенным картинкам)
Коса – коза
Мишка – миска
Ложки – рожки
Выделение заданного звука [ м ] или [ р ] из слов. По заданию узнать, слышится ли звук [ м ] (мычание теленка) или [ р ] (
моторчик) в словах (с 4,5 лет)
Шар
Рама
Мышь
Дом
Комар
Рыба
Доска
Дрова
Окно
Стол
6. Словарный запас
1.ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. Назвать по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом тематическим картинкам
Игрушки
юла, мяч, пирамида, мишка, поезд
Посуда
вилка, ложка, чашка, чайник, тарелка, кастрюля
Одежда
юбка, кофта, брюки, носки, платье, рубашка
Обувь
валенки, сапоги, туфли, ботинки, кеды (кроссовки)
Фрукты
яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, виноград
Овощи
лук, свекла, морковь, помидор, огурец, репа
Мебель
диван, шкаф, кровать, стол, стул, кресло
Животные
белка, лиса, заяц, медведь, еж, лось
2.Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке
Мяч, кукла, машинка
Яблоко, груша, лимон
Рубашка, платье, шорты
Морковь, помидор, огурец
Тапки, туфли, ботинки
Диван, шкаф, стол
Ложка, чашка, тарелка
Лиса, заяц, медведь
3.ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. Назвать, какие на вкус, нарисованные фрукты, ягоды; хвост у белки, чай в чайнике и др.
Кислый
Колючий
Сладкая
Горячий
Пушистый
Холодный
4. ГЛАГОЛЫ. Назвать действие по предъявленному на картинке предмету
Летит
Рисует
Скачет
Умывается
стучит
Моет
5.ПРЕДЛОГИ. Скажи, где кот?
В
Под
На
Из
За
7.Состояние грамматического строя речи
1.Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по
аналогии)
Стол – столы
Кровать – кровати
Яйцо - яйца
Кот - коты
Лампа - лампы
Дерево – деревья
Гриб – грибы
Гнездо – гнезда
Окно - окна
Вагон - вагоны
Письмо - письма
2.Употребление имен существительных в косвенных падежах
У меня есть карандаш (кукла).
У меня нет …
Я рисую …
Папа пишет …
3.Образование названий детенышей животных
У кошки - котенок
У утки
У лисы
У гуся
8.Состояние связной речи
Пересказ текста «Котенок» (либо сказки «Репка»)
Котенок
Котёнок любил молоко. На полу стояла
банка. В банке было молоко. Котёнок
толкнул банку. Банка упала и молоко

15

потекло. Котёнок стал лакать молоко.
понимание
структурирование текста
использование лексики текста
типы используемых предложений
уровень необходимой помощи
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования _______________ __________________________Логопед _____________________________________

16

Приложение 2.
2. РЕЧЕВАЯ КАРТА (аналитическая)
ФИО ребёнка ___________________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________________
Детский сад ______________________________________ Группа ______________
Начало года

Конец года

Дата обследования
Возраст на момент обследования

Дата зачисления _________________________________________________________
Заключение детского психоневролога ______________________________________
Состояние органов слуха и речи.
Заключение отоларинголога __________________
Состояние органов зрения. Заключение офтальмолога______________________

Характеристика речи
Начало года
Состояние связной речи

Состояние словарного запаса

Состояние грамматического строя речи

Состояние звуковой стороны речи

Состояние артикуляторного аппарата

Логопедическое заключение

17

Конец года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 06.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(8162) 64-53-30, 64-04-89, 64-21-49,22-52-55, 22-52-52

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».