Кодекс профессиональной этики

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.Настоящее Положение разработано на основании:
-Конституции Российской Федерации,
-Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции",
-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации",
-Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 "Об утверждении
общих принципов служебного поведения государственных служащих", иных
нормативных правовых актов Российской Федерации,
-Рекомендации ЮНЕСКО "О положении учителей"
-Декларации профессиональной этики Всемирной организации учителей и
преподавателей.
2. Положение представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и
основных правил поведения при осуществлении педагогической деятельности,
основанных на нравственных критериях и традициях, а также на международных
стандартах
и
правилах
педагогической
деятельности,
которым
надлежит
руководствоваться всем педагогическим работникам, независимо от занимаемой ими
должности и который является профессионально-нравственным руководством.
3. Профессионально-педагогическая этика - система норм нравственной воспитанности
педагога, его профессиональных обязанностей по отношению к воспитанникам, их
родителям, педагогическому коллективу, обществу.
4. Настоящее Положение служит целям:
 установления и обобщения нравственно-этических норм деятельности педагогических
работников и их профессионального поведения и повышения эффективности
выполнения должностных обязанностей;
 содействия укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения
педагогических работников ДОУ;
 регулирования профессионально-этических проблем во взаимоотношениях
педагогических работников, возникающих в процессе их совместной деятельности;
 воспитания
высоконравственной
личности
педагогического
работника,
соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной
морали.
5. Знание и соблюдение норм настоящего Положения является нравственным долгом
каждого педагогического работника ДОУ и обязательным критерием оценки качества его
профессиональной деятельности.
6.
Положение и внесение изменений или дополнений в него рассматривается на
заседании Педагогического совета и утверждается приказом по Учреждению.
1. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА
1.1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе
и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
1.2. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к
самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и
самовоспитание.
1.3. Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим
образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

1.4. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему
педагогической работы - воспитания.
1.5. Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную
и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.
1.6. Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и
доверенные ресурсы.
2. АВТОРИТЕТ, ЧЕСТЬ, РЕПУТАЦИЯ.
2.1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся
профессиональную честь педагога.
2.2. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие
культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.
2.3. Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении
своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.
2.4. В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог
уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие
для каждой отдельно взятой ситуации.
2.5. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении
заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи
некорректных способов и не злоупотребляет им.
2.6. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает
морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать
не в силах.
2.7. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный
им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с
воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных
обязанностей.
2.8. Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами
несовместимо с профессией педагога.
2.9. Педагог дорожит своей репутацией.
3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛИЦАМИ
3.1 Общение педагога с воспитанниками
3.1.1 Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками или
воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
3.1.2 В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность
педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог
никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
3.1.3 Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках
развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль,
самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
3.1.4 При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится
укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности
совершенствования, повышать мотивацию обучения.
3.1.5 Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и
благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие
воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить
свою ошибку.
3.1.5 При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и
справедливости.

3.1.6 Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет
ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
3.1.7 Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам
доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством.
3.1.8 Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам
своих воспитанников. Он не имеет права использовать индоктринацию, навязывая
воспитанникам свои взгляды.
3.2 Общение между педагогами
3.2.1 Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах
коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой
авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии
воспитанников или других лиц.
3.2.2 Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во
взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их
конструктивному решению.
3.2.3 Педагоги одного и того же учебного заведения избегают конкуренции,
мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют
взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
3.2.4 Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и
администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в
первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в ДОУ и
других воспитательных учреждениях между педагогами, а не за пределами ДОУ.
Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В школах и других
воспитательных учреждениях не должно быть места сплетням.
3.2.5 Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не
реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в
случаях выявления преступной деятельности.
3.2.6 Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или
администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть
обоснованной,
конструктивной,
тактичной,
необидной,
доброжелательной.
Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и
принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
3.2.7 Педагоги не прикрывают действия друг друга, противоречащие данному
этическому кодексу.
3.3 Взаимоотношения с администрацией
3.3.1 Образовательное учреждение базируется на принципах свободы слова и
убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.
3.3.2 В образовательном учреждении соблюдается культура общения, выражающаяся
во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.
Ответственность за поддержание такой атмосферы несет заведующий ДОУ.
3.3.3 Администрация ДОУ терпимо относится к разнообразию политических,
религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена
взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы
педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать
равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих
убеждений.
3.3.4 Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать
педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий.

Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе
равноправия.
3.3.5 Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни
педагога, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.
3.3.6 Оценки и решения заведующего ДОУ должны быть беспристрастными и
основываться на фактах и реальных заслугах педагогов. Претенденты на более
высокую квалификационную категорию должны отбираться и поддерживаться
независимо от их личной близости или покорности главе администрации.
3.3.7 Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую
значение для работы их учреждения. Администрация не имеет права скрывать или
тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на
качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в
учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
3.3.8
Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в
педагогическом сообществе мешают образовательному и воспитательному
учреждению выполнять свои непосредственные функции.
3.4 Сведения конфиденциального характера
3.4.1 Педагогам и всем сотрудникам, работающим в данном образовательном
учреждении не разрешается разглашать третьим лицам сведения конфиденциального
характера, составляющую служебную тайну, персональные данные.
3.4.2 В случае попытки третьих лиц получить сведения конфиденциального
характера, немедленно сообщить своему непосредственному руководителю
3.4.3 В случае невыполнения данного обязательства сотрудники будут привлечены
к дисциплинарной ответственности и/ или иной ответственности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
3.5 Отношения с родителями и опекунами воспитанников
3.5.1 Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей,
помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.
3.5.2 Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или
опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях. Передавать такое мнение
другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое
мнение.
3.5.3 Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями
воспитанников. Они не побуждают родительские комитеты, чтобы они по каким-либо
поводам организовывали для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.
3.5.4 Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку
личности и достижений детей.
3.5.5 На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять
поддержка, оказываемая их родителями или опекунами ДОУ.
3.6 Взаимоотношения с обществом
3.6.1 Педагог является не только учителем, тренером и воспитателем детей, но и
общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочными
образованным человеком.
3.6.2 Педагог старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной,
но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор. Он более
других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.
3.6.3
Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и
социальную роль. Он избегает подчеркнутой исключительности, однако также не

склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и
слиться с ним.
3.6.4
Работникам запрещается проведение агитации, направленной против
Российской Федерации, и распространения как в процессе трудовой деятельности, так
и в публичном пространстве (социальные сети, мессенджеры, сетевые издания и иное)
дискредитирующих и ложных материалов в отношении решений, принимаемых
органами государственной власти Российской Федерации.
4. АКАДЕМИЧЕСКАЯ СВОБОДА И СВОБОДА СЛОВА
4.1 Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.
4.2 При отборе и передаче информации ученикам педагог соблюдает принципы
объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение информации
или изменение ее авторства недопустимо.
4.3 Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности
и создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения
пригодны, ответственны и пристойны.
4.4 Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать
свое мнение о региональной или государственной политике просвещения, а также о
действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут
быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.
4.5 Педагог не обнародует конфиденциальную служебную информацию,
предназначенную для внутренних нужд ДОУ
5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
5.1 Педагоги и административные работники должны бережно и обоснованно
расходовать материальные и другие ресурсы. Они не должны использовать имущество
(помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое
оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а
также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в которых педагогам разрешается
пользоваться вещами и рабочим временем, должны регламентироваться правилами
сохранности имущества учреждения.
5.2 Педагог должен обоснованно использовать средства мобильной связи. Во время
телефонного разговора запрещено оставлять воспитанников без внимания.
5.3 Во время работы с детьми запрещено пользоваться интернет-ресурсами.
6. ЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И САМООТВОД
6.1 Педагог и заведующий ДОУ объективен и бескорыстен. Его служебные решения
не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи,
родственников и друзей.
6.2 Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы,
обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не
может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в
обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.
6.3 Педагог не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим
учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с
партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и
он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей
заинтересованности он должен сообщить главе администрации и лицам,
рассматривающим данное дело.
7. ПОДАРКИ И ПОМОЩЬ ДОУ
7.1 Педагог является честным человеком и строго соблюдает законодательство. С
профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

7.2 В некоторых случаях, видя уважение со стороны воспитанников, их родителей или
опекунов и их желание выразить ему свою благодарность, педагог может принять от
них подарки.
7.3 Педагог может принимать лишь те подарки, которые:
1) преподносятся совершенно добровольно;
2) не имеют и не могут иметь своей целью подкуп педагога и
3) достаточно скромны, т. е. это вещи, сделанные руками самих воспитанников или их
родителей, созданные ими произведения, цветы, сладости, сувениры или другие
недорогие вещи.
7.4 Педагог не делает намеков, не выражает пожеланий, не договаривается с другими
педагогами, чтобы они организовали воспитанников или их родителей для вручения
таких подарков или подготовки угощения.
7.5 Глава воспитательного учреждения или педагог может принять от родителей
воспитанников любую бескорыстную помощь, предназначенную воспитательному
учреждению. О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность
общественность и выразить публично от ее лица благодарность.
8. ПРИЕМ НА РАБОТУ И ПЕРЕВОД НА БОЛЕЕ ВЫСОКУЮ ДОЛЖНОСТЬ
8.1 Заведующий ДОУ должен сохранять беспристрастность при приеме на работу
нового сотрудника или повышении своего сотрудника в должности. Он не может
назначить своим заместителем или начальником какого-либо отделения члена своей
семьи или своего родственника, а также предоставлять им какие-либо иные
привилегии.
8.2 Педагог не может оказывать давление на администрацию с тем, чтобы в
учреждение, где он работает, был принят член его семьи, родственник или близкий
друг или чтобы вышеупомянутые лица были повышены в должности. Он не должен
принимать участия в рассмотрении этого вопроса на педагогическом совете и
принятии решения.
8.3 Недопустимо брать вознаграждение в какой бы то ни было форме за приём на
работу, повышение квалификационной категории, назначение на более высокую
должность и т. п.

Положение
о внешнем виде сотрудников
ДОУ
1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие правила разработаны в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных учреждений СанПиН , Уставом Учреждения с целью изложить и
разъяснить основные принципы и стандарты внешнего вида сотрудников Учреждения для
дальнейшего их внедрения в повседневную практику.
Каждый сотрудник ДОУ своим внешним видом и отношением к своему делу должен
поддерживать и укреплять общий имидж Учреждения.
2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОГО ВНЕШНЕГО ВИДА
2.1. Аккуратность и опрятность
Внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля
и исключать вызывающие детали.
2.2. Сдержанность
Одно из главных правил делового человека при выборе одежды, обуви, при
использовании парфюмерных и косметических средств – сдержанность и умеренность.
Основной стандарт одежды для всех сотрудников – профессиональный деловой стиль.
Используйте простые неброские украшения, выдержанные в деловом стиле.
Для дневного макияжа и маникюра уместны неяркие спокойные тона.
ЗАПОМНИТЕ, ЧТО НЕОПРЯТНАЯ ОДЕЖДА, НЕАККУРАТНАЯ ПРИЧЕСКА,
НЕБРИТОЕ ЛИЦО, НЕБРЕЖНЫЙ ИЛИ ВЫЗЫВАЮЩИЙ МАКИЯЖ И МАНИКЮР,
НЕПРИЯТНЫЕ РЕЗКИЕ ЗАПАХИ И Т.П. СОЗДАЮТ НЕГАТИВНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ И
ЛИЧНО О ВАС, И О НАШЕМ УЧРЕЖДЕНИИ.
3. СТАНДАРТЫ ВНЕШНЕГО ВИДА СОТРУДНИКОВ
3.1. Для сотрудников, занимающих следующие должности: заведующий, заместитель
заведующего, сотрудники бухгалтерии, воспитатели, специалисты.
3.1.1. Одежда
Деловой костюм (брючный, с юбкой или платьем) классического покроя спокойных тонов
(верхняя и нижняя детали костюма могут отличаться по цвету и фасону). Брюки
стандартной длины.
Допускается ношение строгой блузки с юбкой или брюками без пиджака или жакета.
Платье или юбка предпочтительно средней длины классического покроя.

Джинсы и одежда из джинсовой ткани классических моделей, однотонные, без
стилистических элементов (крупные вышивки, бахрома, стразы, потертости, заклепки и
т.п.)
Аккуратное, привлекательное сочетание брюк, юбок, блуз, трикотажных джемперов или
кофт. Блузки спокойных тонов с длинными или короткими рукавами. В теплое время года
допускается ношение футболок без символики.
В холодное время года допускается ношение теплых моделей свитеров, кофт, пуловеров и
т.д. без ярких или экстравагантных элементов, отвлекающих внимание.
Чулки и колготы телесного или черного цвета ровной фактуры без орнамента.
Предпочтительно ношение колгот или чулок в течение всего года.
3.1.2. Обувь
Классические модели неярких тонов, гармонирующие с одеждой.
Предпочтение моделям с закрытым мысом и пяткой.
Высота каблуков туфель должна быть удобна для работы, но не превышать 10 см.
3.1.3. Волосы
Стрижка аккуратная (не экстравагантная).
Длинные волосы (ниже плеч): для сотрудников, ежедневно контактирующих с детьми,
волосы должны быть заколоты.
Цвет волос предпочтительно естественных тонов.
3.1.4. Украшения
Допускается использовать украшения (кольца, серьги, браслеты, цепочки и т.п.),
выдержанные в деловом стиле без крупных драгоценных камней, ярких и массивных
подвесок, кулонов и т.п.
Пирсинг и тату допускаются только в том случае, если они скрыты одеждой.
3.1.5. Руки
Длина ногтей должна быть удобной для работы.
Лак для ногтей следует выбирать спокойных тонов, избегая ярких элементов маникюра и
насыщенных цветов.
3.1.6. Гигиена и макияж
Макияж дневной, легкий, естественных тонов.
Парфюмерные и косметические средства с легким нейтральным ароматом.
3.2. Для сотрудников, занимающих следующие должности: мед. работники, сотрудники
пищеблока, младший обслуживающий персонал, уборщики служебных помещений,
руководитель ФИЗО, рабочие по ремонту.
Учитывая специфику работы сотрудников данной категории, работникам в дополнение к
п. 3.1., вводится следующее:
3.2.1. Одежда
Халат.
Спортивный костюм (для руководителя ФИЗО).
Фартук и косынка для раздачи пищи, фартук для мытья посуды и для уборки помещений
(для технического персонала).
3.2.2. Обувь
Спортивная обувь (для руководителя ФИЗО).
Обувь без каблука или на низком каблуке.
3.2.3. Волосы
Волосы средней длины и длинные обязательно должны быть собраны.
3.2.4. Украшения
Запрещается ношение различных украшений (для работников пищеблока).
3.2.5. Руки
Ногти должны быть аккуратно и коротко подстрижены.
4.ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ СОТРУДНИКОВ

В целях отличия сотрудников ДОУ и предупреждения нестандартных ситуаций при
взаимодействии с родителями, посетителями ДОУ каждый сотрудник должен иметь на
одежде бейдж с указанием Ф.И.О и занимаемой должности.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящим Правилам должны следовать все сотрудники Учреждения. Принимаемые
сотрудники знакомятся с действующими Правилами в течение одного месяца.
Стандарты внешнего вида устанавливаются Руководителем Учреждения, соответственно
характеру выполняемых задач.
Соблюдение общих правил личной гигиены обязательно.
Настоящие Правила вступают в силу с момента их подписания, могут изменяться и
дополняться.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 06.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(8162) 64-53-30, 64-04-89, 64-21-49,22-52-55, 22-52-52

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».