ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Программа «Игры с элементами спорта» имеет физкультурно - спортивную направленность,
ознакомительного уровня и разработана на основе авторской программы Вавиловой Л.Н.,
Новичковой Л.В.
Данная программа оформлена в соответствии с
Приказом
Минпросвещения РФ «Об
утверждении
Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам от 9 ноября 2018 г. №196».
Все чаще можно встретить во дворе скучающих, равнодушных к спортивным и подвижным играм,
слабых и неумелых мальчишек и девчонок. Многие ребята перестали выходить играть во двор,
отдавая предпочтение малоподвижным видам деятельности.
Это вызывает озабоченность педагогов и врачей: мало, очень мало двигаются дети! А для ребенка
малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального
развития. Это и послужило целью моей работы. Именно в подвижных играх ребенок получает
уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество,
ликвидировать дефицит движения, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных
эмоций и переживаний.
Игры с элементами спорта требуют от детей большей самостоятельности, быстроты, ловкости
движений, ориентировки в пространстве.
У детей 5 - 8 лет пробуждается больше интерес к спортивным играм.
ПЕДАГОГИЧЕСАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
данной программы обусловлена тем, что
элементарные обще развивающие движения являются основополагающими.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с
учетом рекомендаций по возрастной физиологии, психологии, педагогике, спортивной медицине. В
нее включены движения на развитие координации движений, глазомера, а так же для формирования
правильной осанки и стопы.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развивать двигательную активность и творчество
ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Обучающие:
Сформировать технические навыки элементарных игровых движений от самых простых до
более сложных;
Соблюдение точных правил игр;
Научить переживать отрицательные эмоции (проигрыш);
Освоить технику метания;
Развивающие:
Содействовать всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению
здоровья дошкольников;
Формирование правильной осанки;
Развитие гибкости, ловкости, координации движений;
Развитие интереса к спортивным играм;
Воспитательные:
Воспитание высоких волевых качеств (преодоление трудностей, умение добиваться
поставленной цели);
Воспитание морально – этических качеств (уважение друг к другу, умение радоваться
успехам других, взаимопомощи)
ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ПРОГРАМЫ является то, что в нее включены
упражнения на формирование правильной осанки и упражнения для профилактики плоскостопия.
Данные изменения обусловлены необходимостью введения таких упражнений возрастной
физиологией детей.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ участвующих в реализации данной программы 5 - 8 лет.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: программа рассчитана на 1 учебный год
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ: 1 раз в неделю в соответствии с нормами СанПиН (25 мин.)
КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ В ГРУППЕ: 10-13 человек
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: групповая. Наряду с групповой формой работы, осуществляется
индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся,
т.к. в связи с их индивидуальными способностями, результативность в обучении может быть
различной.
Ожидаемый результат и способы определения результативности.
По окончанию 1 года обучения занимающийся должен знать:
правила поведения на занятиях;
правила изучаемых игр и их историю;
значение занятий для здоровья обучающихся;
Занимающийся должен уметь:
демонстрировать элементы игры;
уметь играть в команде;
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
Диагностика уровня сформированности знаний по теории программы.
Открытые занятия для родителей.
Соревнования между группами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название темы
Количество часов
Всего часов
Теоретические
занятия
Практические
занятия
1
Теоретическая подготовка. Вводное
занятие. Гигиена занимающихся.
Техника безопасности.
1
1
0
2
Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения. Легкая атлетика.
Упражнения для развития силы и
быстроты. Упражнения для развития
прыгучести и ловкости. Игры
5
0
5
3
Игровая подготовка Элементы игры.
Соревнования.
26
4,4
21,6
Итого
№ недели
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
ИТОГО:
5,4
32
Календарный учебный график обучения.
Количество часов теории
1
0
0
0
0
0
0,5
0,2
0,2
0,2
0,2
0
0
Каникулы зимние
0,5
0,2
0,2
0,2
0
0
0
0,5
0
0
0,2
0,2
0
0,5
0,2
0,2
0,2
0
0
5,4
26,6
Количество часов практики
0
1
1
1
1
1
0,5
0,8
0,8
0,8
0,8
1
1
0,5
0,8
0,8
0,8
1
1
1
0,5
1
1
0,8
0,8
1
0,5
0,8
0,8
0,8
1
1
26,6
Начало занятий по мере комплектования групп - октябрь, окончание - май
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Вводное занятие. История возникновения и развития игр. Значение игр для здоровья
занимающихся.
Гигиена занимающихся. Гигиена одежды и обуви. Понятие о спортивной форме.
Гигиенические мероприятия после занятий.
Техника безопасности. Профилактика травматизма. Правила поведения на занятиях.
Предупреждение травм.
Раздел 2. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1 Строевые упражнения
стойки, повороты
построение перестроение: в одну шеренгу, в круг, в две шеренги.
размыкание и смыкание приставными шагами
ходьба и бег: на носках, высоко поднимая согнутую ногу, в полуприсяде, выпадами.
2 Лёгкая атлетика
ходьба с изменением темпа
чередование ходьбы и бега
ходьба выпадами
бег с преодолением препятствий
прыжки в длину с места
3 Упражнения для развития силы и быстроты
упражнения на пресс «щучка»
наклоны повороты туловища в различных направлениях из различных исходных положений
отжимание в упоре лёжа на коленях
упражнение на силу мышц спины «лодочка»
упражнение для профилактики плоскостопия
4 Упражнения для развития прыгучести и ловкости
прыжки вверх
прыжки из глубокого приседа
5 Игры
«Бросай - не зевай»,
«Прыг-скок»,
«Детки и кот»,
«Футбол мешочком»,
«Ловишки»,
«Невод» и т. д.
Раздел 3. ИГРОВАЯ
«Городки»
отработка элементарных действий с битой
разучивание фигур
формирование правильного броска
2 «Хоккей»
вождение клюшки не отрывая от поверхности
останавливать шайбу клюшкой
закреплять передачу шайбы в парах
3 «Баскетбол»
катание мяча
бросание, ловля
забрасывание
ПОДГОТОВКА
ведение мяча
2 «Футбол»
ведение мяча
удар по воротам
передача
остановка мяча
Материально техническое обеспечение
ворота
клюшки
мячи
кольца баскетбольные
городки
Методическое обеспечение
картотека игр и упражнений
библиотека для педагога
библиотека для родителей
выставочные стенды
музей футбола
Структура содержания программы
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации
(контроля)
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1.
1.1
Теоретическая подготовка. Вводное
занятие. Гигиена занимающихся.
Техника безопасности.
Итог:
1
1
0
1
1
0
Раздел 2. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
2
2.1
Строевые упражнения.
1
0
1
2.2
Легкая атлетика
1
0
1
2.3
Упражнения для развития силы и
быстроты.
Упражнения для развития
прыгучести и ловкости.
Подвижные игры.
1
0
1
1
0
1
1
0
1
5
0
5
2.4
2.5
Итог:
Раздел 3. ИГРОВАЯ ПОДГОТОВКА. ГОРОДКИ
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
Беседа, опрос
Знакомство с историей
возникновения игры «Городки».
Знакомство с битой, рюхой, фигурой.
Техника безопасности при игре.
ОФП. Элементарные упражнения с
битой. Подвижная игра «Метатели»
Работа с битой. Изучение фигур
«забор» ОРУ (с битой). Подвижная
игра.
Городки, рюхи. Изучение фигуры
«письмо» ОРУ (с битой). изучение
правильного броска битой.
Подвижная игра «Калечило –
малечило»
Построение городков, изучение
фигуры «ворота». Отработка броска
битой правой и левой рукой. П.И. «
Метатели.
Закрепления броска битой. Изучение
фигуры «Пулеметное гнездо» ОРУ (с
кубиком)
1
0,5
0,5
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
Игры соревнования
3.6
Оценка уровня физической
подготовленности в дальности
броска. Игра по командам в
«Городки»
1
1
Диагностика:
прицел, бросок,
равновесие.
3.7
Отработка правил игры в городки.
Соревнование между командами
1
1
соревнование
Итого:
1,3
5,7
1
0,5
0,5
1
0,2
0,8
Простейшие правила игры в хоккей.
ОРУ с клюшкой. Удар по неподвижной
шайбе и остановка клюшкой.
Подвижная игра «Ловкие обезьяны»
Техника и тактика игры в хоккей. ОРУ в
парах. Изучение передачи в парах.
Подвижная игра «Невод».
Повторение пройденного. Задачи
игроков защитников и нападающих.
ОРУ с клюшкой.
Первые пробы игры в команде.
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
1
ОРУ с клюшкой. Отработка приемов:
удары по воротам с места, с разбегу,
ведение шайб между предметами.
1
1
1
1
7
ХОККЕЙ
3.8
Знакомство с игрой хоккей. Из
истории хоккея. Познакомить с
клюшкой, шайбой. Простые действия
с ними. Техника безопасности при
игре. ОРУ с клюшкой.
3.9
Игровая площадка, инвентарь для игры в
хоккей. ОРУ с клюшкой. Учить водить
клюшку не отрывая ее от поверхности.
Игра «кто быстрее»
3.10
3.11
3.12
3.13
3.14
Соревнование команд. Подведение
итогов. Викторина
Итого:
7
1,1
5,9
0,5
0,5
Диагностика:
техника,
глазомер,
скорость)
соревнование
БАСКЕТБОЛ
3.15
3.16
3.17
Знакомство с историей баскетбола.
Познакомить в техникой безопасности.
Элементарные действия с мячом.
1
Метание набивного мяча,
многообразные действия с мячом:
катание, бросание. Перебрасывание
в парах.
Элементарные правила игры. ОРУ с
мячом. Тренировка челночного бега.
Подвижная игра « Охотники и утки»
1
1
1
1
Диагностика:
ловкость,
скорость
3.18
3.19
3.20
Отработка ведения мяча,
ориентировка в пространстве.
Подвижная игра « Займи свое место».
Задачи защитников и нападающих.
Работа с «лестницей координации».
Метание мяча в цель 1-й и 2-я
руками.
Соревнование команд. Викторина.
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
Итого:
6
1
1
0,9
5,1
Соревнования
ФУТБОЛ
3.21
Знакомство с игрой футбол. Из
истории футбола. Техника
безопасности при игре футбол.
Элементарные действия с мячом
Знакомство с действиями
нападающего. ОРУ с мячом. Удары
по неподвижному мячу. Подвижная
игра « Займи свое место».
Знакомство с действиями вратаря.
Ору с мячом. Остановка движущего
мяча ногой. Подвижная игра «Ловля
обезьян».
Ведение мяча. Удар по воротам.
Действия защитника в игре.
Развитие выносливости. ОРУ с
мячом. Работа с лестницей
координации. Подвижная игра
«Ловкие обезьяны».
Диагностика.
1
0,5
0,5
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
1
Соревнование по футболу между
командами.
1
1
Итого:
6
1,1
4,9
Диагностика:
удары по
воротам, по
неподвижному
мячу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
:
1. Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать» М. 1983г
2. Волошина Л. Лукина Т. «Играем в футбол, журнал « Дошкольное воспитание» №4 2007г.
3. Волошина Л. Лукина Т. «Играем в хоккей, журнал « Дошкольное воспитание»№1 2003г.
4. Деркач А.А. «Творчество тренера» - М. физкультура и спорт 1982г.
5. Барышева Т. « Игры на воздухе» СПБ: « Кристалл» «Корона принт» 1998г.
6. Ростов В.А. Ступкина М.О. «Оздоровительная аэробика» - М. Физкультура и спорт 2008г.
7. Новикова Е.Г. « Физкультура и спорт» Москва 2008г.
8. Кинеман А.В. Осокина Т.И. Детские подвижные народные игры,- М: «Просвещение» 1998г.
8. Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет – М. Просвящение», 1998 г
9. Телага Е. «Энцыклопедия физических упражнений» - М. Физкультура и спорт 1998 г.
10. Желобович «Футбол в детском саду, конспекты занятий» - М ООО «Скрипторий 2003», 2009 г.
11. Оськина И. Артеева А. «Школа Мяча» журнал «Обручь», №4 2009 г.
12. Каленская А. «ДОУ играет в футбол» журнал «Обручь» №2 2004 г.
13. «Играм в баскетбол» журнал «Ребенок в детском саду» №3 2001 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
1. Волошина Л.Н. Курилова Т.В. Программа Играйте на здоровье»
2. Эриксон Э. «Детство и общество» - Спб: Университетская книга, 2007 г.